факты

Корпоративное ТВ: кто есть кто

Решили поговорить в «МедиаЛайнере» о корпоративном ТВ. Отличный, согласитесь, канал внутрикорпоративных коммуникаций. В наше-то время клипового мышления и поколений визуалов – один из самых эффективных!

Корпоративное ТВ живет сегодня в больших и малых формах. Крупные компании могут позволить себе практически «взрослое ТВ» – профессиональную студию, редакцию (пусть и немногочисленную), региональных корреспондентов на местах. Есть компании, где корпоративное ТВ в буквальном смысле делают сами сотрудники – снимают сюжеты на мобильные телефоны, и уже профессиональные видеографы готовят их для эфира. А бывают ТВ-программы в формате видеопрезентаций, и это тоже корпоративное телевидение! Информация обновляется оперативно, новые программы появляются еженедельно и даже чаще, плазменные панели висят во всех офисах – столичных и региональных, в столовых, местах отдыха на предприятиях – там, где чаще всего бывают сотрудники.

Видеоподразделение «МедиаЛайна» работает со всеми форматами корпоративного ТВ: мы снимаем полноценные ТВ-сюжеты, готовим видеопрезентации, «зашиваем» в профессиональную оболочку видео, снятое сотрудниками компаний на смартфоны. Ну и профессиональные обвязки, графика, моушен-дизайн – наше любимое, наше все.

В сегодняшнем обзоре мы решили немного шире наших собственных проектов посмотреть на рынок корпоративного ТВ и отправились в гости к признанным лидерам и самым интересным проектам.

Начинаем с РЖД ТВ, который был создан 15 лет назад и в этом году отмечает юбилей – довольно солидный, согласитесь, для этого формата корпоративных медиа.

1 (1).jpg

50 программных линеек через призму железных дорог

РЖД ТВ – это корпоративное телевидение с элементами отраслевого. О производстве и технологиях, об удивительных людях и личных стратегиях, об экономике регионов, об увлекательных и героических страницах истории рассказывается через призму железных дорог. В 2020 году РЖД ТВ был признан лучшим корпоративным каналом по версии АКМР.

Аудитория

ОАО «РЖД» – самый крупный работодатель России, в компании работает около миллиона человек, с учетом аффилированных структур аудитория телеканала составляет до полутора миллионов потенциальных зрителей.

Дистрибуция

Сигнал поступает на спутник «Ямал-401», который охватывает всю страну (за исключением части Калининградской и Мурманской областей). Через спутник сигнал принимается с помощью специальных тарелок и ресиверов. В некоторых городах сигнал распространяется по кабелю. Экраны располагаются в офисах компании и местах отдыха сотрудников подразделений. Корпоративное ТВ можно смотреть в Интернете, в интранете, в социальных сетях, через порталы издательского дома «Гудок».

Начало

Первые телепрограммы размещались на дисках, а зона покрытия ограничивалась главным зданием РЖД. Со временем улучшались концепции, менялись объемы вещания, добавлялись новые мощности.

В 2014 году возглавить работу пригласили Михаила Ермолаева – как человека, умеющего строить отраслевое ТВ, создавшего к тому времени РБК-ТВ. «Когда я приходил, роль вещательного сервера играл полуразобранный комп, – вспоминает главный редактор. – Сейчас с помощью спутника наш эфир охватывает практически всю территорию России, мы выходим в прямую трансляцию с новостями и телемарафонами, у нас работают журналисты самого высокого класса, хорошо понимающие, о чем рассказывают».

Новая концепция

С приходом Михаила изменилась концепция канала. Основу сетки составили новости (с выходом в эфир каждый час), большое количество интервью с железнодорожниками и документального кино. Сложилась широкая палитра тем: экономика, производство, личный кабинет, карьера, досуг, дороги, инфраструктура – от сложных финансовых вопросов до стихов и песен, которые поют железнодорожники.

В октябре 2020 года стартанул новый вариант сетки вещания. Редакция исходила из того, что современный зритель все реже сидит у телевизора постоянно, он все время куда-то бежит и привык к клиповой информации. Снова изменили динамику подачи материала.

В новой сетке канала был сделан акцент на малых формах. Короткие ролики (от одной до трех минут) динамично смотрятся в эфире и хорошо живут в Интернете. «К примеру, о принятии новой редакции знаменитого Коллективного договора ОАО «РЖД», – поясняет Михаил Ермолаев, – можно сообщить в новостях, в развернутых интервью, а можно – в ярких коротких роликах с красивой графикой. Рассказ о самых разных социальных благах – компенсациях при переработках, отпускных и так далее – в такой подаче запомнится гораздо лучше». В малых формах рассказывается о технологических новшествах, профессиях, об интересных людях, о самых ярких исторических фактах, архитектуре, о спортивных достижениях.

Новости стали появляться чаще, но при этом без торжественных зачинов, единым информационным потоком. Каждое видео канала, включая информационные блоки, поддерживается тезисами и красивой графикой, которая облегчает восприятие.

В начале каждого часа стали размещать интервью, что удобнее для запоминания: в такой-то час такой-то человек будет говорить на такую-то тему. Вместо 24 минут интервью стали давать максимум на десять и при этом создали такое оформление, в котором беседа хорошо воспринимается, даже если она записана на мобильный телефон. Благодаря новым возможностям появилось большое количество удаленных, внестудийных бесед, что расширило географию и круг гостей.

«За время пандемии мы создали практически новое телевидение, – вспоминает Михаил. – Мы даже придумали мультяшного героя, который рассказывает о технологиях. И все это главным образом на творческом энтузиазме».

Редакция

Работа построена крайне технологично. Руководители трех редакций – информационной, тематической (интервью) и спецпроектов (документалистика и малые формы) – «играющие тренеры»: сами ездят на съемки и работают в кадре. Съемки в регионах обеспечивают в основном стрингеры. На канале создан уникальный архив, к которому нередко обращаются и материнская компания, и федеральные телеканалы. «Это широкая панорама страны, развернутая видеокартина отрасли», – рассказывает главред.

Эфир круглосуточный, почти сто процентов собственного производства, и, хотя он не делится на орбиты, при программировании контента учитываются интересы аудитории всех часовых поясов.

Контент

Сегодня в арсенале РЖД ТВ порядка 50 оригинальных программных линеек, в которые можно поместить практически любой отраслевой контент. Какие-то создаются с нуля, другие «засыпают» и появляются вновь. Ежедневно и еженедельно обновляются информационные программы: новости, аналитика, интервью. Для тех форматов, которые могут и даже должны жить в эфире дольше, введено понятие «мини-сезон», который составляет три месяца. Есть портреты железнодорожников, в которых используются их личные фото- и видеоархивы. Есть форматы съемочные, построенные на фото и слайдах. Есть такие, которые построены исключительно на графике. Самые важные заявления гостей в студии живут в эфире в виде выжимок и коротких цитат. Отдельные информационные сюжеты могут после выпусков новостей продолжить свое «плавание» по эфиру, пока не потеряют актуальности.

2 (1).jpg

Самое интересное

Это, конечно, информационные программы. Но не только. Зрители любят узнавать что-то о своих коллегах, хотя интервью высокопоставленных руководителей также вызывают живой интерес. Пользуются вниманием передачи, рассказывающие о том, как управлять своими личными средствами, какие особые условия предоставляет работодатель. Востребованы программы на производственные темы – какие технологические новшества введены на других дорогах, что можно использовать на своей. А также материалы на исторические темы, о том, как влияла и влияет железная дорога на жизнь страны и конкретных регионов. «Людям очень важно чувствовать гордость за свою работу, – говорит Михаил Ермолаев, – ощущать причастность к большому общему делу, что точно может дать работа на железной дороге».

4 (1).jpg

Актуальность

РЖД ТВ не ставит перед собой цели осветить общеполитические события в стране и в мире, однако отдельные новости, особенно помогающие зрителям выстраивать свои жизненные стратегии, тоже затрагиваются. Реакция на острые современные события отражается, к примеру, в сюжетах о помощи беженцам, вообще о неравнодушном отношении железнодорожников к людским бедам. В целом же приоритет отдается актуальной корпоративной и отраслевой информации.

Трансформация рубрик

Несколько лет назад вопросы, поступающие от сотрудников на горячую линию, журналисты телеканала задавали специалистам и записывали их ответы на камеру. На основе этого материала в эфир выходила программа «Вопрос – ответ». Технологически это было неудобно. «Потом, – рассказывает Михаил Ермолаев, – мы стали получать ответы специалистов в письменном виде. Их зачитывала ведущая в кадре, так мы меньше отвлекали коллег из РЖД от работы». Сейчас то же содержание преобразилось в малый графический формат. На экране появляется номер горячей линии, вопрос и ответ озвучивают рисованные образы. Смыслы те же, но доносятся до зрителя иначе, более технологично встраиваются в новую клиповую концепцию.

3 (1).jpg

Навстречу заказчику

Редакция разрабатывает форматы, которые стилистически полезны для эфира и в то же время отвечают интересам дирекций и филиалов, их внутрикорпоративным задачам. Сюжеты канала размещаются на специальных площадках, демонстрируются на форумах и даже используются как методические материалы. Приветствуется нестандартный подход: например, родилась целая линейка «Полезные советы» – клипы-инструкции, написанные в стилистике известных детских стихов. Сейчас возрождается жанр фельетона. «К нам пришли коллеги из серьезного подразделения, – говорит Михаил Ермолаев, – объяснили, что им нужно. И мы почти в порядке шутки вспомнили, как начиналась газета «Гудок». Ильф, Петров, Булгаков, Олеша, Паустовский, Катаев публиковали там фельетоны. Вся страна их читала и смеялась. Мы предложили писать фельетоны на заданную тему, которые затем исполнит в кадре театральный актер. Получилось здорово, необычно».

Замеры эффективности

Хороший прирост аудитории дает не только наличие телевизора в офисе или в подразделении, но и присутствие телеканала в Интернете. Когда РЖД ТВ только начиналось, мало кто знал о его существовании, сейчас каждый год цифры популярности растут. Регулярные опросы железнодорожников помогают выяснить, какие программы лучше воспринимаются и запоминаются. Развернутые отчеты на десятки страниц помогают руководству канала принять решение, какие форматы развивать, какие убирать, в какую сторону двигаться дальше.


Продолжение: СберТВ

Все новости