Корпоративное ТВ: кто есть кто
Решили поговорить в «МедиаЛайнере» о корпоративном ТВ. Отличный, согласитесь, канал внутрикорпоративных коммуникаций. В наше-то время клипового мышления и поколений визуалов – один из самых эффективных!
Корпоративное ТВ живет сегодня в больших и малых формах. Крупные компании могут позволить себе практически «взрослое ТВ» – профессиональную студию, редакцию (пусть и немногочисленную), региональных корреспондентов на местах. Есть компании, где корпоративное ТВ в буквальном смысле делают сами сотрудники – снимают сюжеты на мобильные телефоны, и уже профессиональные видеографы готовят их для эфира. А бывают ТВ-программы в формате видеопрезентаций, и это тоже корпоративное телевидение! Информация обновляется оперативно, новые программы появляются еженедельно и даже чаще, плазменные панели висят во всех офисах – столичных и региональных, в столовых, местах отдыха на предприятиях – там, где чаще всего бывают сотрудники.
Видеоподразделение «МедиаЛайна» работает со всеми форматами корпоративного ТВ: мы снимаем полноценные ТВ-сюжеты, готовим видеопрезентации, «зашиваем» в профессиональную оболочку видео, снятое сотрудниками компаний на смартфоны. Ну и профессиональные обвязки, графика, моушен-дизайн – наше любимое, наше все.
В сегодняшнем обзоре мы решили немного шире наших собственных проектов посмотреть на рынок корпоративного ТВ и отправились в гости к признанным лидерам и самым интересным проектам.
Начинаем с РЖД ТВ, который был создан 15 лет назад и в этом году отмечает юбилей – довольно солидный, согласитесь, для этого формата корпоративных медиа.
50 программных линеек через призму железных дорог
РЖД ТВ – это корпоративное телевидение с элементами отраслевого. О производстве и технологиях, об удивительных людях и личных стратегиях, об экономике регионов, об увлекательных и героических страницах истории рассказывается через призму железных дорог. В 2020 году РЖД ТВ был признан лучшим корпоративным каналом по версии АКМР.
Аудитория
ОАО «РЖД» – самый крупный работодатель России, в компании работает около миллиона человек, с учетом аффилированных структур аудитория телеканала составляет до полутора миллионов потенциальных зрителей.
Дистрибуция
Сигнал поступает на спутник «Ямал-401», который охватывает всю страну (за исключением части Калининградской и Мурманской областей). Через спутник сигнал принимается с помощью специальных тарелок и ресиверов. В некоторых городах сигнал распространяется по кабелю. Экраны располагаются в офисах компании и местах отдыха сотрудников подразделений. Корпоративное ТВ можно смотреть в Интернете, в интранете, в социальных сетях, через порталы издательского дома «Гудок».
Начало
Первые телепрограммы размещались на дисках, а зона покрытия ограничивалась главным зданием РЖД. Со временем улучшались концепции, менялись объемы вещания, добавлялись новые мощности.
В 2014 году возглавить работу пригласили Михаила Ермолаева – как человека, умеющего строить отраслевое ТВ, создавшего к тому времени РБК-ТВ. «Когда я приходил, роль вещательного сервера играл полуразобранный комп, – вспоминает главный редактор. – Сейчас с помощью спутника наш эфир охватывает практически всю территорию России, мы выходим в прямую трансляцию с новостями и телемарафонами, у нас работают журналисты самого высокого класса, хорошо понимающие, о чем рассказывают».
Новая концепция
С приходом Михаила изменилась концепция канала. Основу сетки составили новости (с выходом в эфир каждый час), большое количество интервью с железнодорожниками и документального кино. Сложилась широкая палитра тем: экономика, производство, личный кабинет, карьера, досуг, дороги, инфраструктура – от сложных финансовых вопросов до стихов и песен, которые поют железнодорожники.
В октябре 2020 года стартанул новый вариант сетки вещания. Редакция исходила из того, что современный зритель все реже сидит у телевизора постоянно, он все время куда-то бежит и привык к клиповой информации. Снова изменили динамику подачи материала.
В новой сетке канала был сделан акцент на малых формах. Короткие ролики (от одной до трех минут) динамично смотрятся в эфире и хорошо живут в Интернете. «К примеру, о принятии новой редакции знаменитого Коллективного договора ОАО «РЖД», – поясняет Михаил Ермолаев, – можно сообщить в новостях, в развернутых интервью, а можно – в ярких коротких роликах с красивой графикой. Рассказ о самых разных социальных благах – компенсациях при переработках, отпускных и так далее – в такой подаче запомнится гораздо лучше». В малых формах рассказывается о технологических новшествах, профессиях, об интересных людях, о самых ярких исторических фактах, архитектуре, о спортивных достижениях.
Новости стали появляться чаще, но при этом без торжественных зачинов, единым информационным потоком. Каждое видео канала, включая информационные блоки, поддерживается тезисами и красивой графикой, которая облегчает восприятие.
В начале каждого часа стали размещать интервью, что удобнее для запоминания: в такой-то час такой-то человек будет говорить на такую-то тему. Вместо 24 минут интервью стали давать максимум на десять и при этом создали такое оформление, в котором беседа хорошо воспринимается, даже если она записана на мобильный телефон. Благодаря новым возможностям появилось большое количество удаленных, внестудийных бесед, что расширило географию и круг гостей.
«За время пандемии мы создали практически новое телевидение, – вспоминает Михаил. – Мы даже придумали мультяшного героя, который рассказывает о технологиях. И все это главным образом на творческом энтузиазме».
Редакция
Работа построена крайне технологично. Руководители трех редакций – информационной, тематической (интервью) и спецпроектов (документалистика и малые формы) – «играющие тренеры»: сами ездят на съемки и работают в кадре. Съемки в регионах обеспечивают в основном стрингеры. На канале создан уникальный архив, к которому нередко обращаются и материнская компания, и федеральные телеканалы. «Это широкая панорама страны, развернутая видеокартина отрасли», – рассказывает главред.
Эфир круглосуточный, почти сто процентов собственного производства, и, хотя он не делится на орбиты, при программировании контента учитываются интересы аудитории всех часовых поясов.
Контент
Сегодня в арсенале РЖД ТВ порядка 50 оригинальных программных линеек, в которые можно поместить практически любой отраслевой контент. Какие-то создаются с нуля, другие «засыпают» и появляются вновь. Ежедневно и еженедельно обновляются информационные программы: новости, аналитика, интервью. Для тех форматов, которые могут и даже должны жить в эфире дольше, введено понятие «мини-сезон», который составляет три месяца. Есть портреты железнодорожников, в которых используются их личные фото- и видеоархивы. Есть форматы съемочные, построенные на фото и слайдах. Есть такие, которые построены исключительно на графике. Самые важные заявления гостей в студии живут в эфире в виде выжимок и коротких цитат. Отдельные информационные сюжеты могут после выпусков новостей продолжить свое «плавание» по эфиру, пока не потеряют актуальности.
Самое интересное
Это, конечно, информационные программы. Но не только. Зрители любят узнавать что-то о своих коллегах, хотя интервью высокопоставленных руководителей также вызывают живой интерес. Пользуются вниманием передачи, рассказывающие о том, как управлять своими личными средствами, какие особые условия предоставляет работодатель. Востребованы программы на производственные темы – какие технологические новшества введены на других дорогах, что можно использовать на своей. А также материалы на исторические темы, о том, как влияла и влияет железная дорога на жизнь страны и конкретных регионов. «Людям очень важно чувствовать гордость за свою работу, – говорит Михаил Ермолаев, – ощущать причастность к большому общему делу, что точно может дать работа на железной дороге».
Актуальность
РЖД ТВ не ставит перед собой цели осветить общеполитические события в стране и в мире, однако отдельные новости, особенно помогающие зрителям выстраивать свои жизненные стратегии, тоже затрагиваются. Реакция на острые современные события отражается, к примеру, в сюжетах о помощи беженцам, вообще о неравнодушном отношении железнодорожников к людским бедам. В целом же приоритет отдается актуальной корпоративной и отраслевой информации.
Трансформация рубрик
Несколько лет назад вопросы, поступающие от сотрудников на горячую линию, журналисты телеканала задавали специалистам и записывали их ответы на камеру. На основе этого материала в эфир выходила программа «Вопрос – ответ». Технологически это было неудобно. «Потом, – рассказывает Михаил Ермолаев, – мы стали получать ответы специалистов в письменном виде. Их зачитывала ведущая в кадре, так мы меньше отвлекали коллег из РЖД от работы». Сейчас то же содержание преобразилось в малый графический формат. На экране появляется номер горячей линии, вопрос и ответ озвучивают рисованные образы. Смыслы те же, но доносятся до зрителя иначе, более технологично встраиваются в новую клиповую концепцию.
Навстречу заказчику
Редакция разрабатывает форматы, которые стилистически полезны для эфира и в то же время отвечают интересам дирекций и филиалов, их внутрикорпоративным задачам. Сюжеты канала размещаются на специальных площадках, демонстрируются на форумах и даже используются как методические материалы. Приветствуется нестандартный подход: например, родилась целая линейка «Полезные советы» – клипы-инструкции, написанные в стилистике известных детских стихов. Сейчас возрождается жанр фельетона. «К нам пришли коллеги из серьезного подразделения, – говорит Михаил Ермолаев, – объяснили, что им нужно. И мы почти в порядке шутки вспомнили, как начиналась газета «Гудок». Ильф, Петров, Булгаков, Олеша, Паустовский, Катаев публиковали там фельетоны. Вся страна их читала и смеялась. Мы предложили писать фельетоны на заданную тему, которые затем исполнит в кадре театральный актер. Получилось здорово, необычно».
Замеры эффективности
Хороший прирост аудитории дает не только наличие телевизора в офисе или в подразделении, но и присутствие телеканала в Интернете. Когда РЖД ТВ только начиналось, мало кто знал о его существовании, сейчас каждый год цифры популярности растут. Регулярные опросы железнодорожников помогают выяснить, какие программы лучше воспринимаются и запоминаются. Развернутые отчеты на десятки страниц помогают руководству канала принять решение, какие форматы развивать, какие убирать, в какую сторону двигаться дальше.